Рискуете ли вы своей конфиденциальностью, создавая фигуру ChatGPT?
В начале апреля на социальных платформах, таких как LinkedIn и X, начался всплеск популярности фигурок, изображающих их создателей с поразительной точностью. Каждая фигурка сопровождалась персонализированными аксессуарами, такими как многоразовые кружки для кофе, коврики для йоги и наушники. Возможно, причина этой волны — новый генератор изображений на базе GPT-4o от OpenAI, который значительно увеличивает способности ChatGPT редактировать фотографии, создавать текст и многое другое. Генератор изображений ChatGPT может даже создавать картинки в стиле японской анимационной студии Ghibli — тренд, который также быстро завоевал популярность.

Создание изображений стало простым и увлекательным: достаточно зарегистрироваться в бесплатной версии ChatGPT и загрузить свое фото. Однако, чтобы создать фигурку или изображение в стиле Ghibli, необходимо предоставить много данных OpenAI, которые могут использоваться для обучения его моделей.
Скрытые данныеДанные, которые вы передаете, используя редактор изображений на базе ИИ, часто остаются незамеченными. Каждый раз, когда вы загружаете изображение в ChatGPT, вы потенциально передаете «целый пакет метаданных», как говорит Том Ваздар, председатель области кибербезопасности в Open Institute of Technology. Эти данные включают EXIF-данные, прикрепленные к файлу изображения, такие как время съемки и GPS-координаты места, где было сделано фото.
OpenAI также собирает данные о устройстве, с которого вы получаете доступ к платформе. Это включает тип устройства, операционную систему, версию браузера и уникальные идентификаторы, говорит Ваздар. Поскольку платформы вроде ChatGPT работают в разговорном режиме, собираются также поведенческие данные: что вы вводили, какие изображения запрашивали, как взаимодействовали с интерфейсом и как часто это делали.

Речь идет не только о вашем лице. Если вы загружаете фото в высоком разрешении, вы передаете OpenAI все, что находится на изображении — фон, других людей, предметы в вашем помещении и всё, что можно прочитать, например, документы или значки, говорит Кэмден Вуллвен, руководитель отдела маркетинга продуктов ИИ в GRC International Group.
Этот тип данных, который передается добровольно и с согласия пользователей, является «золотой жилой» для обучения генеративных моделей, особенно мультимодальных, которые зависят от визуальных входных данных, отмечает Ваздар.

OpenAI отрицает, что организовывает вирусные фото-тренды с целью сбора пользовательских данных, однако компания, безусловно, получает выгоду от этого. OpenAI не нужно собирать данные о вашем лице из интернета, если вы сами с радостью загружаете их, указывает Ваздар. «Этот тренд, будь то преднамеренная акция или удобная возможность, предоставляет компании огромные объемы свежих, качественных данных о лицах различных возрастов, этнических групп и географий», — добавляет он.
Необычное сходствоВ некоторых странах ваши фото защищены законом. В Великобритании и ЕС законы о защите данных, включая GDPR, предлагают сильную защиту, включая право на доступ или удаление ваших данных. Однако фотографии становятся биометрическими данными только в том случае, если они обрабатываются с использованием определенных технических средств, позволяющих уникально идентифицировать конкретное лицо, говорит Мелисса Холл, старший юрист в юридической фирме MFMac. Обработка изображения для создания мультфильмной версии субъекта оригинального фото «вряд ли соответствует этому определению», отмечает она.
Тем временем, в США защита конфиденциальности варьируется. «Калифорния и Иллинойс опережают остальные с более строгими законами о защите данных, однако нет стандартной позиции на уровне всей страны», — говорит Аннализа Чекки, партнер юридической фирмы Ionic Legal. Политика конфиденциальности OpenAI не содержит четкого исключения для образов или биометрических данных, что «создает серую зону для загрузки стилизованных лиц», добавляет Чекки.
Риски включают возможность сохранения вашего изображения или сходства, потенциального использования для обучения будущих моделей или комбинирования с другими данными для профилирования, говорит она. «Хотя эти платформы часто ставят приоритет на безопасность, долгосрочное использование вашего образа все еще плохо понимается — и его трудно отозвать после загрузки». OpenAI утверждает, что конфиденциальность и безопасность своих пользователей — это их главный приоритет. Компания стремится к тому, чтобы ее модели ИИ изучали мир, а не частных лиц, и активно минимизирует сбор личной информации, заявляет представитель OpenAI.
Тенденции и осторожностьВ следующий раз, когда возникнет искушение присоединиться к тренду на базе ChatGPT, такому как фигурки или изображения в стиле Ghibli, разумно учитывать баланс между конфиденциальностью и возможностями. Риски применимы не только к ChatGPT, но и ко многим другим инструментам генерации или редактирования изображений на базе ИИ, поэтому важно внимательно прочитать политику конфиденциальности перед загрузкой своих фото.
Существуют также шаги, которые можно предпринять для защиты своих данных. В ChatGPT наиболее эффективным является отключение истории чата, что помогает гарантировать, что ваши данные не будут использоваться для обучения, говорит Ваздар. Также можно загружать анонимизированные или модифицированные изображения, например, используя фильтр или создавая цифровой аватар, а не настоящее фото, добавляет он.
Важно удалять метаданные из файлов изображений перед загрузкой, что можно сделать с помощью инструментов редактирования фотографий. «Пользователям следует избегать запросов, содержащих чувствительную личную информацию, и воздерживаться от загрузки групповых фото или всего, что содержит читаемые фоновые элементы», — говорит Ваздар.
Проверьте настройки своей учетной записи OpenAI, особенно те, которые касаются использования данных для обучения, добавляет Холл. «Обратите внимание на то, задействованы ли какие-либо сторонние инструменты, и никогда не загружайте фото другого человека без его согласия. Условия OpenAI четко указывают, что вы несете ответственность за то, что загружаете, поэтому осведомленность здесь важна». Чекки рекомендует отключить обучение моделью в настройках OpenAI, избегать запросов с метками местоположения и не связывать контент с социальными профилями. «Конфиденциальность и креативность не являются взаимно исключающими — нужно лишь быть немного более осмотрительным», — подчеркивает она.